В Польше рассекретили документ, который свидетельствует о том, что Смоленскую авиакатастрофу использовали для создания "пространства доброжелательности" в отношениях с Россией. Документ, подготовленый Восточным департаментом МИД Польши 12 апреля 2010 года, обнародовал телекана TVP INFO.
В частности, в документе говорится о том, что в 2010 году встреча премьеров Польши и России 7 апреля в Катыни и крушение президентского борта 10 апреля "создали особый климат в двусторонних отношениях, который значительно расширяет пространство диалога, сотрудничества и примирения". Указывалось на возможность полюбовного решения вопроса по искам поляков против России в ЕСПЧ относительно польских жертв в Катыни при условии рассекречивания Кремлем материалов дела. Также было предложено вспомнить о трагической судьбе красноармейцев в польском плену во время проведения мероприятий на 90-летие польско-большевистской войны 1920 года. МИД Польши также хотело реализовать несколько совместных с Россией инициатив на уровне ООН. На этот документ уже отреагировал министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, который считает, что это дело должна расследовать прокуратура. “Если нас попросят об экспертизе, то мы сможем оценить, была ли это покорность, подчиненность. Зато я хотел бы, чтобы этим делом занялся суд и прокуратура”, – подчеркнул он. Тем временем правящая партия "Право и справедливость" (PiS) считает этот документ "скандальным". Члены партии говорят, что это является свидетельством того, что в предыдущем правительстве “Гражданской платформы” (РО) были люди, "которые думали по-русски, а не по-польски". "Гражданская платформа" утверждает, что после катастрофы все говорили о налаживании отношений с Москвой, даже нынешний глава "Права и справедливости" Ярослав Качиньский.
Самолет Ту-154, в котором находились президент Польши Лех Качиньский с супругой и 86 членами правительственной делегации, разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все находившиеся на борту люди погибли.
По версии России, авиакатастрофа произошла после требования командующего воздушными силами Польши Анджея Бласика идти на посадку, несмотря на сложные метеоусловия. В Польше эту версию отвергают.