"Собрали деньги, взяли кувалду". Как украинцы сами латают дороги

26.03.19 - 12:08

first_image В Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который предусматривает увеличение финансирования ремонта автомагистралей за счет штрафов. Но пока его не приняли, а денег на ремонт дорог не выделили, украинцы берутся латать дыры собственными силами и за свой счет. Получается дешево и добротно.

Штрафы спасут дороги

Законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины" касательно источников формирования государственного дорожного фонда подали депутаты транспортного комитета парламента еще в начале февраля. Они предлагают перенаправить средства от штрафов за некоторые нарушения ПДД на ремонт дорог. К примеру, за отсутствие разрешения на движение по автомобильным дорогам Украины или документа о внесении платы за проезд тяжеловесных автомобилей.

В 2019 году государство планирует потратить на дороги и все, что с ними связано, 50 млрд грн, что на 8 млрд грн больше прошлогодних затрат. Большая часть средств будет выделена "Укравтодору" и местным властям для ремонта и строительства автомагистралей государственного и регионального значения. А вот сельским общинам придется уповать на милость облгосадминистраций или же решать вопросы самостоятельно, как это уже делают на Прикарпатье.

Сбросились и сделали

В Ивано-Франковской области прошла волна латания дыр на дорогах сельского значения своими силами. Первыми подали пример в селе Загвиздя Тисменицкого района, население которого насчитывает около 4 тысяч человек. Подтолкнуло селян к крайним мерам безразличие местной власти к тому, что в их село из-за ужасного состояния дороги отказывались приезжать скорая, таксисты, а также были проблемы с общественным транспортом.

"Прошлым летом терпение людей оборвалось, и решили чинить главную дорогу самостоятельно, своими силами, за собственные средства. Потому что нас все время кормили завтраками как в райадминистрации, так и в облгосадминистрации, говорили, что пока денег на ремонт нет, ждите", — рассказывает "Вестям" сотрудник сельсовета Мария Гладиш.

При этом, как отмечают в Загвиздянском сельсовете, проблема с плохим состоянием дорожного покрытия в их селе возникла не вчера, она накапливалась десятилетиями. Своими силами проводились точечные работы по латанию ям. Но если еще в теплое время года это было сносно, то с каждым годом после таяния снега появлялись еще большие ямы.



"Громада собрала около 200 тыс. грн. Сдавали кто сколько мог. Купили асфальт и все необходимое. Заказали технику и до холодов и дождей сделали около 7 км. Вы не представляете, но на работу вышли и мужчины, и женщины. Мужчины клали асфальт, женщины готовили обед. Все старались, делали на совесть, а не для галочки. Да, переживали, как будет, когда снег сойдет, но ничего — стоит. Зато другая дорога по селу рассыпалась после этой зимы. Уже понимаем, что если мы ее не сделаем, то никто нам ее не сделает", — говорит Мария Гладиш.

Как подчеркнула сотрудница сельсовета, теперь в их село заезжает транспорт, что облегчило жизнь. И уже можно не опасаться, что в экстренном случае откажется ехать скорая или пожарная.

По примеру соседей пошли и в селе Новица соседнего района. На ремонт дорожного полотна, что ведет от села к трассе, сбросились всем миром. Дорога стоит на балансе облавтодора и имеет уровень регионального значения, но там с ремонтом не помогли. При этом, как отмечают сельчане, больших средств ремонт не потребовал. Как подсчитали местные жители, ремонт 1 км обошелся им в 2 тыс. грн, а всего надо было починить 3 км. Энтузиасты закупили холодный асфальт, заправили газовые баллоны, взяли в руки кувалду, паяльную лампу и виброплиту, изучили технологию у специалистов — и за день все сделали. 



Нужен триллион

Как отмечает в комментарии "Вестям" транспортный эксперт Константин Тихомиров, дороги как были, так и будут оставаться в ужасном состоянии, поскольку денег на их ремонт катастрофически не хватает. "Все, что сегодня могут предложить дорожные службы, так это только залатать дыры. Сегодня они стараются более-менее капитально отремонтировать трассы международного значения, а вот на региональные и местные дороги махнули рукой. И складывается впечатление, что они ждут, когда инициатива будет исходить от самих людей, которые за свой счет будут чинить дороги", — говорит Константин Тихомиров. 

Советник главы "Укравтодора" Александр Кава отмечает, что выделенные 50 млрд грн на ремонтные работы — это капля в море. Их не хватит даже на часть Украины. "На ремонт и строительство дорог государственного значения в 2019 году будет направлено 19 млрд грн. А чтобы отремонтировать все дороги в Украине, понадобится 1 трлн грн", — объясняет "Вестям" Александр Кава.

По его словам, нужно ежегодно капитально ремонтировать порядка 4 тыс. км. В прошлом году повезло 1,5 тыс. км из 46 650 км. И даже штрафы, которые планируют перенаправлять на ремонт дорог, значительно на ситуацию не повлияют.

Комментарииcomm.jpg

captcha code
Отправить