В преддверии первого тура выборов Петр Порошенко заявил о своем желании повысить уровень жизни украинцев. Правда, сухие цифры пока говорят лишь о том, что богаче стал сам президент. Только за прошлый год, согласно электронной декларации, которую он подал 31 марта за одиннадцать минут до истечения предельного срока ее сдачи (в 23:49, но опубликована она 1 апреля в 2:30), доходы гаранта составили 1,56 млрд грн и превысили в 95 раз задекларированные им доходы за предыдущий год — 16,3 млн грн.
Получить голоса избирателей Порошенко решил за счет разовых бюджетных выплат, а также раздавая всевозможные обещания. "Вести" решили разобраться, что стоит за словами Порошенко.
Как обманули многодетные семьи
В Украине с каждым годом падает рождаемость. Так, в прошлом году на свет появилось 335,9 тыс. детей, что меньше на 130 тыс., или на 27,9% по сравнению с 2014 годом. И такая тенденция сохранилась в этом году. Петр Порошенко накануне первого тура обеспокоился этой проблемой и, как он выразился, инициировал поддержку многодетных семей и пообещал, что государство будет выплачивать на третьего ребенка помощь в размере прожиточного минимума до школьного возраста, а потом — и до 16 лет.
Кабмин подготовил проект постановления, и уже 13 марта правительство его утвердило. Согласно документу, с 1 апреля один из родителей многодетной семьи, который лично обратится за предоставлением помощи, сможет ежемесячно получать на третьего и каждого следующего ребенка до достижения им шестилетнего возраста по 1700 грн. Выплачивать помощь власть обещает через банк или почту. А расходы местных бюджетов на выплату такой помощи должны покрывать за счет средств госбюджета в виде предоставления субвенций.
Что имеем? Правительство приняло постановление, а денег на выплату таких пособий местным бюджетам не дали. То есть суммы субвенций, которые были заложены на другие цели, местные бюджеты должны будут урезать, чтобы на один-два месяца создать видимость финансирования многодетных семей.
В Украине 334 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 1 млн 137 тыс. 700 детей, но из них до шести лет — всего 158,8 тыс. По подсчетам министра соцполитики, на такие выплаты потребуется 2,4 млрд грн ежегодно. Исходя из этой суммы расходов выплаты должны получить всего лишь на 117,6 тыс. детей. Как воспринимать такую заботу о самом дорогом — детях? Особенно, если вспомнить, что именно при этой власти произошло троекратное уменьшение помощи при рождении третьего и последующих детей.
В начале 2014 года при рождении третьего и каждого последующего ребенка государство выплачивало пособие в размере 120 прожиточных минимумов, что составляло по состоянию на 1 января 2014 года 123,84 тыс. грн, а в долларовом эквиваленте — $15,5 тыс. Но с 1 июля 2014 года размер пособия был уменьшен в три раза, отвязан от прожиточного минимума и установлен в фиксированной сумме — 41,28 тыс. грн (на 01.04 2019 г. — $1517). И за пять лет президентства Порошенко, несмотря на галопирующую инфляцию, пособие не увеличили. То есть, по сравнению с началом 2014 года, при рождении третьего ребенка (и последующих детей) власть уменьшила выплату более чем в десять раз, или на $13,983 тыс. Кроме того, с 1 июля 2014 года отменили пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Сколько недодали пенсионерамПо состоянию на 1 марта 2019 года в Украине получают пенсии 11 млн 346 тыс. 1 человек. За год с небольшим их количество сократилось на 379,3 тыс. На 1 января прошлого года, по данным Пенсионного фонда, насчитывалось 11 млн 725 тыс. 4 пенсионера (без учета тех, кто проживает на неподконтрольных Киеву территориях).
Сокращение — это результат реформ. Так, некоторые украинцы, достигшие пенсионного возраста и не имеющие достаточного стажа для выхода на пенсию, не получают выплаты от государства. И, несмотря на свой возраст, вынуждены искать любую подработку или же просить помощи у своих детей, чтобы физически выжить.
Согласно исследованию Евростата, в Украине самая низкая продолжительность жизни среди европейцев — 72,1 года. А в рейтинге стран мира по уровню продолжительности жизни Украина находится на 121-м месте.
Со всех трибун мы слышим, что за прошлый год средняя пенсия в Украине выросла. Но выросла она на 166,51 грн, или на 6,7% — с 2479,15 грн ($88,3) до 2645,66 грн ($95,6), а минимальная пенсия за этот период увеличилась всего лишь на 45 грн, или на 3,1% — с 1452 грн ($51,7) до 1497 грн ($54,1).
Реальные же доходы пенсионеров не увеличились, а, напротив, уменьшились. Потребительские цены, даже по данным официальной статистики, за прошлый год выросли на 9,8 %. Это означает, что рост пенсий за год не превысил даже заниженный индекс инфляции. Для сравнения, гарант дает в долг деньги (занимает) государству, покупая ОВГЗ, выпущенные Минфином, почти под 20% годовых. То есть в два раза выше уровня инфляции в Украине.
Неслучайно НБУ и установил учетную ставку на уровне 18%, чтобы власти было выгодно вкладывать свои средства и зарабатывать миллионы прибыли. Причем такие доходы не облагаются налогами. Так, согласно е-декларации, за прошлый год Порошенко отразил в своих доходах денежные средства в размере 28,8 млн грн, полученные от Минфина в виде стоимости и инвестиционной прибыли от приобретения ОВГЗ.
Что же касается пенсий, то есть еще один интересный нюанс. В 2017 году была восстановлена (чтобы протолкнуть пенсионную реформу) норма о ежегодном повышении пенсий с 2019 года, которая была приостановлена нынешней властью в 2014 году до "стабилизации экономической ситуации в стране".
Но, несмотря на документ, повышение провели не с начала года (с января), а с марта. Такой маневр позволил власти сэкономить и не выплатить пенсионерам за два месяца почти 6 млрд грн.
По информации Пенсионного фонда, в марте пенсии повысили 8,972 млн пенсионеров, но почти 2 млн из них (более точно — 1 991 457 человек) получили добавку к пенсии в размере 100 грн. Еще двум миллионам, которые имели полный страховой стаж и размер пенсий которых не превышал 40% минимальной заработной платы (1669,2 грн), решили дать одноразовую доплату в размере 2410,17 грн. Правда, выплату разбили на два месяца — март и апрель: по 1205,09 грн ежемесячно. Как раз под первый и второй тур выборов. В дальнейшем платить такую добавку государство не будет.
Министр соцполитики с гордостью объявил, что средняя пенсия в марте составила 3033 грн ($111,47, и это с учетом одноразовой выплаты, которая не будет выплачиваться с мая). Но даже с предвыборными бонусами ее размер в долларовом эквиваленте не превысил среднюю пенсию в 2013 году. Тогда она составляла $188,8, а минимальная — $118,8. То есть средняя пенсия (за 2018 г. — $95,6) и минимальная пенсия (в апреле 2019 г. — $54,1) сейчас в два раза ниже, чем пять лет назад. Сколько же не получил каждый пенсионер за эти годы? В среднем — это $6697 на каждого.
Порошенко делает ставку на самый дисциплинированный электорат — пенсионеров. Поэтому неудивительно, что он заявил о возможной еще выплате 13-й пенсии. Причем не всем, а тем лишь, кто получает минималку, да и то в случае роста экономики. На выплату 13-й пенсии потребуется изыскать дополнительные средства. Но только стоит учесть, что лишь исходя из расходов на пенсионные выплаты в январе-марте 2019 года, дефицит Пенсионного фонда по итогам года увеличится на 17 млрд грн. Откуда брать деньги? Если печатать, то реальные доходы пенсионеров от этого не увеличатся.
Что с монетизацией субсидийНачиная с марта (за месяц до первого тура выборов) стартовала монетизация субсидий, то есть украинцы, которым была назначена льгота на отопительный сезон осенью прошлого года, получают ее «живыми деньгами». Их выдадут еще в апреле (за март) и в мае (за апрель), поскольку субсидии назначаются на полгода. А уже с 1 мая все субсидианты должны будут подавать заявления на назначение субсидии по новой форме с приложением необходимых документов. Очевидно, что тех, кому положена скидка, станет меньше.
Президент обещал не подписать Закон о госбюджете, если расходы на выплату жилищных субсидий не будут увеличены. Но он все же это сделал, забыв о своем обещании. А так как тарифы растут, и подпадающих под льготу становится все больше, власть применяет всевозможные ограничительные барьеры, чтобы сократить количество субсидиантов и уложиться в бюджет. Например, включает в доходы семьи виртуальные заработки неработающих, снижает социальные нормативы потребления ресурсов.
Так, в феврале помощь от государства получили 3735,1 тыс. домохозяйств, или в 1,7 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в феврале 2018 г. — 6440,5 тыс.). При этом сумма начисленных субсидий за январь-февраль 2019 г. составила 11,8 млрд грн, а в прошлом году за такой же период она составляла 20,2 млрд грн. То есть при росте цены на газ, тарифов на все услуги ЖКХ государство не увеличило, а сократило на 8,4 млрд грн сумму жилищных субсидий населению только за два месяца.
Тем временем задолженность населения за услуги ЖКХ растет с каждым месяцем, и по состоянию на март она достигла 69,4 млрд грн. Только за один месяц — февраль — долг вырос на 6,8 млрд грн, а уровень уплаты с начала года критически низок — 70,6%. И это закономерно, ведь тарифы абсолютно не адекватны средней зарплате по стране.
Чего лишили военныхВ общем фонде госбюджета прошлого года были предусмотрены расходы на обеспечение деятельности Вооруженных сил Украины и подготовку войск в размере 59,1 млрд, в том числе на оплату труда — 30,4 млрд. По расчетам Министерства обороны, потребность в финансах составляла 89,6 млрд грн, то есть на 30,5 млрд больше: военнослужащие, согласно Закону Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей", не получили из бюджета 8,8 млрд грн на выплату денежного обеспечения, 14 млрд грн — на обеспечение питанием, вещами, горюче-смазочными материалами и восстановление НЗ.
При определении потребности в финансировании чиновники Министерства обороны исходили из таких среднемесячных размеров денежного обеспечения: для старших офицеров — 23,76 тыс. грн, для младших офицеров — 13,55 тыс. грн, для военнослужащих контрактников — 9,1 тыс. грн, для военнослужащих срочной службы — 470 грн, для вознаграждения участников АТО — 10 тыс. грн для 13,333 тыс. человек и 4,5 тыс. грн для 26,667 тыс. человек. Какие реально суммы вознаграждений получили военнослужащие в прошлом году, чиновники не афишируют, но несложно догадаться об этом по финансированию, которое в итоге оказалось меньше на четверть от потребности.
В этом году увеличены расходы на оплату труда военнослужащих. Но хватит ли средств в бюджете, чтобы в полном объеме профинансировать эти расходы, — большой вопрос. Ведь за январь-март в общий фонд госбюджета не поступило 16 млрд грн.
Вопрос и с квартирами — вечная боль военнослужащих. В этом году, по расчетам Министерства обороны, на строительство (приобретение) жилья необходимо было выделить из бюджета 4986 млн грн, а фактически предусмотрено на эти нужды в бюджете в шесть раз меньше — 826,2 млн грн. А это значит, что на вторичном рынке не будет приобретено 1705 квартир (приобретут всего 161 квартиру), не будет построена 1661 квартира (построят 671 квартиру), не будут реконструированы 134 квартиры (отремонтируют 177). Кроме того, не будет выплачена компенсация в размере 800 млн грн за жилье для 1992 семей военнослужащих (получат такую компенсацию всего 499 семей).