Структура сомнительных схем использования бюджетных средств и международной финансовой помощи на Донбассе

04.03.21 - 11:36

first_imageКак уже сообщалось ранее, в результате отсутствия должного внимания и активных действий органов государственной власти относительно как временно оккупированных, так и неоккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, отсутствия реальных механизмов защиты имущественных и личных неимущественных прав, как жителей региона, так и внутренне перемещенных лиц, реальных программ по развитию промышленного потенциала региона, на базе института гражданского общества «Киевстратпро» была сформирована платформа общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по разрешению конфликта на Востоке Украины, разработке решений по эффективной реинтеграции Донбасса.

На протяжении длительного периода времени, экспертами в области экономики, экологической безопасности, юриспруденции, социальной и гуманитарной сферах направлялись многочисленные запросы в государственные органы с целью получения необходимой для анализа информации и документов.

По результатам работы можно выделить следующие проблемные направления, которые контролирующие органы государственной власти  обходят своим вниманием и таким образом, можно сказать, содействуют совершению и сокрытию правонарушений.

Деятельность Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, которую скорее можно назвать бездействием, завуалированным красноречивыми постами в социальных сетях и на официальном сайте Министерства.

Министр Резников А.Ю., вероятно, принял решение стать популярным благодаря красиво написанным текстам и фотографиям, нежели реальным действиям по выполнению прямых должностных обязанностей, реализации проектов, финансируемых как за счет государственного бюджета, так и за счет средств международных организаций.

Следует напомнить, что в рамках проекта «Преодоление последствий конфликта, пилотный проект по восстановлению и развитию способностей», финансируемого Международным банком реконструкции и развития, профильным Министерством не были привлечены к участию территориальные громады Донецкой и Луганской областей, несмотря на то, что показателем эффективности являлась именно успешная реализация пилотных мероприятий в регионах, которые пострадали от конфликта в Украине. Вместо этого для отбора пилотных субпроектов привлечены Харьковская, Днепропетровская, Запорожская и Николаевская области.

Так, по результатам аудита Счетной палаты выявлены очевидные факты неэффективного и нецелевого использования средств, выделенных на реализацию субпроектов, которые обязаны были стать предметом досудебного расследования правоохранительными органами Украины.

Однако, по неизвестным причинам, заявление об уголовных правонарушениях, совершенных служебными лицами Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, поданное в Государственное бюро расследований, до сих пор не внесено в Единый реестр досудебных расследований, а следовательно досудебное следствие не начато.

Также, не смотря на обращение группы народных депутатов Украины к контролирующим органам, а именно Счетной палате Украины и Государственной аудиторской службе Украины с требованием о проведении нового аудита эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных Министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, на сегодняшний день проведение подобных мероприятий не запланировано вышеуказанными органами.

Однако, эксперты «Киевстратпро», в рамках осуществления гражданского контроля, самостоятельно обращаются в различные государственные органы с целью выявления и предупреждения дальнейшего нецелевого и неэффективного использования средств, выделяемых на развитие Донбасса и помощь лицам, пострадавшим от конфликта.

В результате детального изучения Акта о проведении выявлено, что Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины на протяжении всего периода реализации указанного проекта, активно пользуется услугами дорогостоящих консультантов по различным направлениям, что в очередной раз может свидетельствовать о низкой квалификации сотрудников и руководящего состава самого Министерства, о чем мы уже неоднократно заявляли, а также нецелевом использовании средств.

Так, в результате изучения договоров с консультантами, а также актов предоставленных Минреинтеграции услуг, выявлено, что за период реализации проекта «Преодоление последствий конфликта, пилотный проект по восстановлению и развитию способностей» консультантам было выплачено 11 910 871 (одиннадцать миллионов девятьсот десять тысяч восемьсот семьдесят одну) гривну, 89 коп.

Услуги, предоставляемые консультантами и оплачиваемые Министерством за счет средств, выделяемых на развитие пострадавших от конфликта на Востоке Украины территорий и лиц, порой невероятно абсурдны.

Например, участие в заседаниях рабочей группы по реализации Гранта, совещаниях, заседаниях в группе по оценке закупок консультационных услуг, анализ документов, поданных претендентами для организации и проведения тренингов оценивается Министерством в 44 775 (сорок четыре тысячи семьсот семьдесят пять) гривен, 33 коп.;прием писем по электронной почте оценивается примерно в 16 775 (шестнадцать тысяч семьсот семьдесят пять) гривен, 34 коп.

При этом, не стоит забывать, что штат Министерства утвержден в количестве 119 единиц, все отделы и департаменты укомплектованы и, безусловно, получают заработную плату и премии за аналогичную работу, которая предусмотрена их должностными инструкциями.

И это лишь малая часть злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования Министерством реинтеграции средств.

Вследствие выявления вышеуказанных фактов финансирования физических лиц-предпринимателей с явно фиктивным кругом обязанностей, юристами «Киевстратпро» подготовлено и направлено в Службу безопасности Украины заявление с просьбой провести соответствующие проверки и, в случае выявления правонарушений, начать досудебное расследование.

Отдельным, не менее важным, направлением для пристального внимания участников платформы «Киевстратпро» был и остается телеканал «Дом».

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 20.01.2021 целостный имущественный комплекс государственного предприятия «Мультимедийная платформа иновещания Украины» передан в сферу управления Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины.

Следует отметить, что на запрос ГО «Киевстратпро» Министерством культуры и информационной политики Украины, предоставлено информация о том, что в 2021 году финансирование за счет средств государственного бюджета осуществляется по бюджетной программе Министерства реинтеграции временно оккупированных территорий Украины «Обеспечение информационного суверенитета Украины, развитие языков коренных народов, которые проживают на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь, финансовая поддержка системы государственного иновещания Украины».

В 2020 году по бюджетной программе «Производство и трансляция телерадиопрограмм для государственных нужд, сбор, обработка и распространение официальной информационной продукции, финансовая поддержка системы государственного иновещания Украины» были предусмотрены ассигнования в размере 260 376 (двести шестьдесят миллионов триста семьдесят шесть) тысяч гривен.

При этом, проанализировав контент телеканала «Дом» практически невозможно найти произведенный этим телеканалом контент, в основном за указанные средства осуществляется покупка уже произведенного другими телеканалами контента и его ретрансляция. При этом, стоимость такого контента иногда превышает стоимость его производства и трансляции первоисточником.

Еще одно не менее интересное направление «работы» Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины» это государственное предприятие «Реинтеграция и восстановление», размещение которого анонсировалось в г. Херсон, однако в течение нескольких месяцев после регистрации «пеереехало» в столицу. Вероятно, в Херсоне, находясь в непосредственной близости от оккупированных территорий, сложнее реализовать возможные коррупционные схемы и заниматься нецелевым использованием средств.

Указанному предприятию переданы на баланс КПВВ на линии разграничения, и за достаточно короткий промежуток времени под руководством ДП на КПВВ установлены сервисные центры по оказанию разнообразных административных и медицинских услуг лицам, пересекающим линию разграничения.

Однако, поставить пластиковые сборные конструкции и торжественно их открыть во время, когда КПВВ закрыты и линию разграничения практически никто не пересекает, это прекрасная идея для пиара руководства Министерства и ДП, но никаким образом не забота о людях, поскольку на данный момент установленные конструкции простаивают, персонала в них нет, на улице зима, а значит совсем скоро мы увидим финансирование капитального ремонта либо вообще полной замены установленных конструкций.

Еще одним направлением, которое находится под пристальным вниманием и гражданским контролем наших экспертов является реализация проекта «Улучшение жилищных условий внутренне перемещенных лиц на востоке Украины», на реализацию которого Правительством Федеративной республики Германия выделено 25 500 000 (двадцать пять миллионов пятьсот тысяч) евро.

То есть по сути, на сегодняшний день вместо органа власти, создаваемого с целью решения проблем, возникших в связи с оккупацией части территорий Украины, мы имеем орган власти, создающий красивую картинку для международных доноров с целью получения денежных средств, которые можно было бы снова и снова использовать по нецелевому назначению, при этом совершенно не задумывающегося о реальных или хотя бы приближенных к реальным потребностях региона и его жителей, на которых собственно и выделяются донорские и бюджетные средства.

И даже элементарные потребности жителей временно оккупированных территорий не являются не то, что приоритетными, а вообще отсутствуют в сознании людей, принимающих решения о тех или иных действиях в отношении улучшения ситуации в регионе.

Одним из примеров можно назвать проблему с получением пенсий жителями временно оккупированных территорий. Ведь с момента закрытия блок-постов вследствие карантинных ограничений, большинство пенсионеров - граждан Украины, проживающих на временно оккупированных территориях, остались без средств к существованию. И анонсирование открытия сервисных центров, которыми они не могут воспользоваться, это скорее издевательство руководства Министерства над социально незащищенными категориями граждан и, как результат, антипатия и абсолютное нежелание реинтегрироваться в конституционное пространство Украины, что полностью противоречит целям и задачам создания Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины.

Материалы предоставлены общественной организацией "Киевстратпро"

Комментарииcomm.jpg

captcha code
Отправить