В последние годы в Украине резко увеличился спрос на одежду «made in Ukraine», и наряду с несколькими уже известными брендами, такими как одиозная «Zara», на рынок выходит множество перспективных молодых компаний.
Новые украинские торговые марки предлагают свою продукцию как в социальных сетях и на страницах собственных сайтов, так и в модных торговых центрах, таких как открывшийся недавно на В Киеве на Крещатике универмаг «Всі. Свої», в котором на четырёх этажах представлена продукция украинских производителей.
Доля отечественной галантереи и текстильных товаров на украинском рынке постоянно растёт, несмотря на то, что за 25 лет независимости нашей страны легкая промышленность Украины сократила объёмы своей работы в 10 раз по сравнению с последними годами советского периода.
Упали и поступления от лёгкой промышленности в бюджет – если в пресловутые 90-е налоги с этой отрасли составляли 14% от общего количества поступлений в казну, в наши дни нельзя говорить о сколь-нибудь значительных объёмах поступлений в бюджет от этой сферы.
Однако, при всех тенденциях к спаду, некоторые виды продукции лёгкой промышленности в последние годы наращивали объёмы производства. Например, Госстат несколько лет сообщал об увеличении объёмов изготовления чулок и носков. И конечно, стабильно много Украина производит лёгкой женской одежды, такой как юбки и брюки, блейзеры и костюмы, платья и шорты.
В этой сфере существует даже значительный для отечественной экономики годовой рост. Вместе с рынком готовых товаров меняется и рынок тканей, которые также предлагают производители из нашей страны.
Естественно, на рынке лидируют крупные компании, которые могут выполнять свои обязательства перед поставщиками материалов и кредиторами с меньшими проблемами, нежели небольшие швейные предприятия. Многие из них закупили качественное оборудование японского, итальянского и польского производства, благодаря чему смогли упростить технологический процесс и уменьшить затраты на создание продукции.
Одним из наиболее проблемных явлений украинской текстильной промышленности, по словам ведущего маркетолога харьковской компании Bosfor-Textile Константина Емельяненко, является зависимость отечественных предприятий от импортного сырья, и в первую очередь тканей, стоимость которых составляет примерно от 75 до 78% себестоимости конкретного изделия. Также импортируют в Украину фурнитуру, цена которой составляет около 10% себестоимости готовой продукции.
Однако украинская лёгкая промышленность не обречена зависеть от импортных материалов. Украинские производители текстиля наращивают объёмы производства, улучшают материально-техническую базу своих предприятий и предлагают производителям одежды всё более качественные материалы по конкурентным ценам, приемлемым для множества отечественных швейных цехов.
Количество ткацких производств, начиная с 2010 года, в Украине сокращалось, и уже к 2015 году их численность составила не более 39 предприятий, на которых трудилось около 1200 сотрудников. Но в последние три года стал заметен рост объёмов производимого текстиля, и в первую очередь речь идет о пальтовых тканях, сделанных на основе кашемира и шерсти, хлопковых текстильных изделиях, плащёвке и материалах, из которых изготавливают подкладку для верхней одежды.
Начиная с 2015 года также стал заметен существенный рост изготовления текстильных материалов из шерсти, льна и хлопка, также увеличилось производство пряжи и трикотажного полотна. Продукция отечественных производителей ткани интересует не только украинских цеховиков – значительная её доля идёт на экспорт.
В частности, постоянно растёт экспорт шерстяных, хлопковых и льняных тканей, а вот их импорт в страну несколько уменьшается, что даёт повод считать, что всё больше производителей одежды из нашей страны переходит на украинские ткани.
В целом на 2017 и начало 2018 года как импорт, так и экспорт продукции лёгкой промышленности в нашей стране выросли. Вырос и экспорт украинской ткани и одежды, и импорт текстиля, что вселяет оптимизм во всех участников рынка и, самое главное, позволяет конечным потребителям выбирать как одежду, так и материалы для её пошива, опираясь на довольно широкий диапазон предложений.