Картины гуашью: история, интересные факты и известные художники

17.09.19 - 08:30

Название «гуашь» происходит от французского слова Gouache («водная краска»). Изготавливаются на клеевой основе с добавлением белил. Преимущество — возможность наносить краску поверх другого слоя без просвечивания цвета, даже если нижний слой темнее верхнего. Свойство упрощает работу  с картинами, нарисованными гуашью, которые можно посмотреть по ссылке https://kyiv.gallery/ru/kartiny/guashy. Недостатком считается непрозрачность краски, что сужает реализацию некоторых творческих задумок.

История техники живописи гуашью

Использование художественного материала началось в Средние века, хотя общепринятый термин введен в XVIII в. французскими мастерами. В XIII-XV вв. европейские художники выполняли миниатюры для книг. Обычно гуашь комбинировалась с акварелью. Первым живописцем, применившим сочетание двух техник, стал в конце XVI в. итальянец П. Пино. Он работал в стиле маньеризма. В XVII в. краску стали использовать при монотипии.

На Востоке (Персия, Империя великих моголов, арабские страны) в Средние века с помощью гуаши изготавливались миниатюры и арабески. В эпоху Ренессанса использовали гуашь для портретных миниатюр и создания эскизов. В Японии краской изображался весенний пейзаж, сакура.

Пик популярности гуашевых красок пришелся на рубеж XIX-XX вв. В это время в Российской империи сформировалось объединение художников-авангардистов под названием «Мир искусства». Его участники активно использовали гуашь в станковой живописи. Картины представляют немалую ценность для искусства и культуры. Самыми знаменитыми работами можно назвать: «Петр I» В.А. Серова, «Корабли петровских времен» Е.Е. Лансере, «Ярмарка» Б.М. Кустодиева и «Испанка» А.Я. Головина.

 

Интересные факты и известные картины

Именитые мастера из разных стран нередко прибегали к использованию гуаши или смешанной техники. Самые яркие картины гуашью известных художников:

  1.        Полотно «Мальчик с собакой», написанное Пикассо в 1905 г.
  2.       Произведение А. Матисса «Голубая обнаженная», созданное мастером в 1952 г.
  3.        В 1917 г. появилась картина «Художник: на Луну» кисти М. Шагала.
  4.        В 1874 г. американский художник У. Хомер написал пейзаж «Лунный свет».
  5.        «Набережная Сены около моста Искусств с видом на Лувр» — произведение талантливого французского неоимпрессиониста П. Синьяка.
  6.        «Витебск, ты мой второй Париж», созданный М. Шагалом приобрел всемирную известность.

Техникой активно пользовались многие признанные мастера, включая Рубенса и Ван Дейка. Гуашь активно применяется в различных стилях и жанрах: абстракция, пейзаж, портрет, натюрморт. В искусстве масса примеров шикарных картин с изображением: лошадей, гор, водопадов, звездного неба, солнца, моря, деревьев.

Техники рисования гуашью:

  1.        Лессировка — нанесение поверх основного слоя полупрозрачных тонов другого цвета. Используется преимущественно в акварельной живописи. Чтобы повысить эффективность, гуашь нужно разбавить водой. Прием позволяет добиться легкости, придавая изображению нежность и некую невесомость.
  2.        Пастозная или корпусная техника, характерная для масляной живописи, доступна для гуаши. Суть — нанесение на холст густого слоя краски. Толстые мазки иногда придают рельеф картине, позволяя мастеру подчеркнуть важные элементы или акцентировать внимание на определенном фрагменте полотна. Фактически является противоположностью лессировке. Для работы лучше подойдет акриловая краска или на основе ПВА. Прием используется для усиления экспрессивного воздействия.
  3.        Граффито подразумевает нанесение светлого и высыхание слоя. Затем наносят более темный оттенок. Рисование осуществляется с помощью рейсфедера (чертежный инструмент для рисования тушью), стило или спицу, которыми снимают верхний слой, получая определенное изображение.

Начинающие художники часто допускают ошибку, нанося слишком много цветов краски поверх других на один фрагмент картины. Последние слои плохо закрепляются на бумаге и осыпаются. Для работы с гуашевыми красками отлично подходят кисти из шерсти колонка (семейство куньих) или белки. Плоские использовать легче, чем круглые.

Традиционно искусствоведами принято относить гуашевые работы к графике, поэтому оформляются они в паспарту, раму и накрываются стеклом. Относительно недавно появилась тенденция деления картин на графические и живописные, но четких правил и критериев определения конкретного типа не предусмотрено. Система классификации будет выработана в процессе развития идеи. Некоторые гуашевые полотна имеют большую культурную и историческую ценность и не уступают по значимости и мастерству масляным картинам.

Картины гуашью современных украинских художников

Украинский арт-рынок активно развивается, хотя уступает западному. Но в нашей стране интерес к гуашевой технике неуклонно возрастает.

Востребованными в Украине мастерами техники являются:

  1.        Владимир Тимошенко — известный пейзажист из Киева. Пишет преимущественно маслом. Значимые картины, созданные гуашью: «Золотые купола» и «Хата».
  2.        Ирина Клыба — художница, специализирующаяся на импрессионизме. Популярной картиной в гуашевой технике является «Грустная еврейская девочка с кроликом». Работает также маслом и пастелью.
  3.        Роман Иванишин — художник из небольшого городка в Ивано-Франковской области. Создает пейзажи, натюрморты и абстрактные работы. Большинство полотен написаны маслом. Гуашевые картины: «Подсолнух в эхинацеях», «Осенняя лазурь», «Горящие деревья» и «Синие стоги».

Украинский рынок искусства постепенно развивается за счет привлечения частных инвестиций, бизнеса и увеличения спроса к живописным произведениям украинских мастеров в Европе и США. Гуашевые картины  составляют важную и неотъемлемую часть современного искусства в стране.