Ежегодно «Черную пятницу» ждут как покупатели, так и продавцы. Но по факту это всего лишь 1-3 дня, которые могут оказать влияние на показатели реализации продукции ритейлера, но точно не определит общую эффективность бизнеса. Продавцам необходимо дать скидки, так как покупатели могут не понять их отсутствия, плюс конкуренты воспользуются этим сполна. Но также ритейлер способен использовать «Черную пятницу» для решения важных стратегических задач, в том числе превращения обычных клиентов, соблазнившихся скидками, в постоянных. Как именно? Разберем на примере маркетинговых активностей сети супермаркетов «КЛАСС».
В четвертую пятницу ноября покупатели настроены на выгоду и ждут приятных скидок от продавцов. В ходе своеобразной шопинговой лихорадки они первым делом смотрят на проценты скидок, а уже затем обращают внимание на все остальное: компанию-продавца, бренд-производителя и т.д. Ритейлеры могут избавиться от залежавшейся на складе продукции, обеспечить неплохой оборот за счет возросшего количества сделок, а не величины наценки с единицы, обеспечить хороший дисконт не только за свой счет, но и договорившись с поставщиками, которым подобное также весьма выгодно. Но «Черная пятница» может давать не только сиюминутные привилегии для продавцов, но и вылиться в стратегические преимущества.
Продуктовые ритейлеры в Украине и Харькове в частности все охотнее приобщаются к ранее популярной только на Западе сезонной распродаже. Одна из неявных задач для них — превратить случайного посетителя, которого соблазнили скидки, в лояльного клиента или даже фаната (адвоката) бренда.
Чтобы распродажа дала результат не только в саму пятницу, но и в последующем, необходима грамотная и слаженная работа различных отделов. Во-первых, должен постараться маркетинг, во-вторых, не обойтись без качественного обслуживания, от которого прямо зависит лояльность. К основным инструментам, которые способны продлить положительный эффект «Черной пятницы», гуру бизнеса относят следующее:
Чтобы было еще понятнее, как это работает, рассмотрим конкретный пример.
Известный в Харькове ритейлер «КЛАСС» — одна из тех продуктовых сетей супермаркетов, которая исправно проводит акции на «Черную пятницу». Она затрагивает как продукты питания, так и большинство позиций, предлагаемых в фирменных магазинах, продающих парфюмерию, канцтовары, детские игрушки, товары для дома и т.д.
Если проанализировать маркетинговую и операционную деятельность компании до и в ходе сезонной распродажи, можно прийти к выводу, что она стремится использовать ее для решения не только текущих, но и важных стратегических задач бизнеса.
Рассмотрим, как на практике работают изложенные выше инструменты:
Скидки на «Черную пятницу» — это то, что способно привлечь покупателя и обеспечить рост продаж на период 1-3 дней. Но задача дальновидных ритейлеров не ограничивается попытками просто предложить самую низкую цену прямо сейчас и конвертировать ее в выручку. Продлив эффект от выгоды на чуть больший срок, обеспечив качественный сервис, приятно удивив клиента или просто не обманув его ожиданий, продавец может рассчитывать на лояльность: покупатель снова вернется и останется верен бренду, даже если стоимость впоследствии окажется не такой заманчивой.