Последствия блокировки Суэцкого канала
"Великое суэцкое стояние" закончилось с приливом. Поднявшийся уровень воды позволил сдвинуть с места гигантский контейнеровоз и пустить по каналу другие суда, которых скопилось более четырехсот.
Суэцкий канал, один из важнейших транспортных путей мир, разблокировали через шесть дней простоя. Дивжение по нему возобновилось, но на возвращение к привычному режиму уйдет еще некоторое время. Однако с открытием Суэцкого канала проблемы не закончились. Корреспондент.net рассказывает, о чем пишут мировые СМИ.
Суэцкий кризис показывает цену глобализации
Для многих участников глобальных логистических цепочек еще долго не будет "свободного движения".
Новый Суэцкий кризис стал, возможно, лишь самой заметной проблемой сильно забуксовавшей глобализации. Будь то вакцины, нефтепродукты, компьютерные чипы или другая высокотехнологичная продукция - повсюду наблюдаются проблемы...
Повышение безопасности поставок сопровождается ростом расходов и потерями в эффективности. Даже краткосрочная реакция, такая как улучшение диверсификации у поставщиков или оптимизация складского хозяйства, также приводит к расходам.
Если в долгосрочной перспективе и вовсе придется перемещать целые производственные цепочки,... спад международного распределения процессов превратит гиперглобализацию в "слоубализацию". Счет за возвращение к медленности в итоге будут оплачивать потребители в виде повышения цен.
Но и это хорошо. Слишком долго теневые стороны глобализации оставались незамеченными - будь то детский или принудительный труд, воздействие глобальных маршрутов поставок на климат, поддержка авторитарных режимов и последствия для нацбезопасности...
Необходимость изменений показывает не то, что пандемия и блокада Суэцкого канала продемонстрировали нам, насколько мы зависимы и уязвимы... Нет, самое большое давление исходит от самих потребителей, которые больше не готовы платить за глобализацию любую цену.
Европейские порты не готовы
Перекрытие Суэцкого канала только усугубило проблемы с цепочками поставок, которые нарушились по всей планете из-за пандемии. Если бы Ever Given застрял надолго, это могло бы превратиться в катастрофу.
Тем не менее мировая торговля уже почувствовала ущерб на десятки миллиардов долларов. При этом некоторые суда уже отправились по обходному маршруту вокруг мыса Доброй Надежды, что только увеличит общий ущерб хотя бы из-за дополнительных затрат на топливо.
Но даже когда канал разблокируют полностью, задержки в поставках продолжатся - сотни судов отправятся в европейские порты, которые не готовы к такому наплыву.
Негативное влияние ощутит Европа, говорит генеральный менеджер компании Speedaf Макс Вэй.
"Порты в Европе и так испытывают давление из-за COVID. Теперь вы даете им втрое или вчетверо большую нагрузку за один раз при том, что эпидемиологическая ситуация в Европе не улучшается", - сказал Вэй.
Гигантские суда под вопросом
Кризис только начался. Кроме длительного влияния на мировые цепи поставки, вскоре начнется юридическая битва за много миллионов долларов, которая, по оценке специалистов, может занять около пяти лет.
Все это ставит вопрос о том, насколько целесообразно для мировой торговли полагаться на огромные суда, сотни раз в год пересекающие узкие каналы.
Именно гигантский размер судна стал проблемой для быстрого разблокирования Суэцкого канала.
Суэцкий канал освободили. Что потеряла экономика
За последние двадцать лет транспортные компании устроили морские "гонки вооружений", строя суда все больших и больших размеров. Канал также расширяли, но не настолько, чтобы догнать размеры кораблей.
Катализатором для создания гигантских грузовых судов стало блокирование Суэцкого канала Египтом в 1967 году во время Шестидневной войны. Тогда канал оставался закрытым восемь лет, и компании были вынуждены выбирать длинные пути и перевозить большие объемы товаров.
Россия воспользовалась кризисом
Российские официальные лица воспользовались историей с застрявшим в Суэцком канале контейнеровозом для рекламы своего Северного морского пути.
Это амбициозный инфраструктурный план, проталкиваемый президентом Владимиром Путиным. Его цель - воспользоваться таянием полярных льдов в условиях глобального потепления и открыть Арктику для судоходства и развития.
В понедельник российский министр энергетики заявил, что длившая несколько дней блокировка канала контейнеровозом Ever Given показала, что Северный морской путь, а также газопроводы и нефтепроводы надежны, безопасны и конкурентоспособны "по сравнению с альтернативными маршрутами".
План предусматривает строительство десятков атомных ледоколов и других судов, составление карт месторождений полезных ископаемых в регионе, а также развитие на севере России сети аэропортов, портов и железных дорог...
Международные природоохранные организации опасаются, что из-за увеличения объема перевозок и расширения деятельности ледоколов климатические изменения в хрупком арктическом регионе ускорятся, а риск разливов нефти и прочих катастроф усилится.
Северный морской путь не станет альтернативой
Вопреки ожиданиям России Северный морской путь не сможет стать реальной альтернативой. В пользу этой трассы, действительно, говорит фактор расстояния... и там нет пиратов... Вооруженного захвата там можно не опасаться, если, конечно, РФ сама не станет пиратом, захватывающим суда стран, не состоящих в "дружеских" отношениях с Кремлем.
Этим, однако, список плюсов Северо-Восточного прохода исчерпывается. Главная его проблема - сезонность. Теоретически сезон навигации длится там в среднем восемь месяцев, но на практике перевозки зачастую оказывается можно осуществлять только с мая до конца октября. Даже в этот период вода бывает покрыта льдом.
Сами суда, идущие по СМП, должны иметь "ледовый класс", то есть обладать способностью находиться в море при наличии там льдов. Это означает необходимость особым образом укреплять борта...
Проблема СМП состоит также в требованиях к осадке судов. В некоторых местах глубины не позволяют пройти крупным контейнеровозам...
Такие батиметрические условия позволяют пользоваться СМП лишь контейнеровозам с вместимостью до пяти тысяч TEU. Для сравнения: наиболее популярные контейнеровозы класса Panamax имеют вместимость от пяти до 12 тысяч TEU. Ever Given - 22 тысячи TEU.
В морских грузоперевозках время, требующееся на преодоление маршрута, не самое главное, важнее - взять на борт как можно больше груза, чтобы таким образом снизить стоимость его транспортировки...
Еще одна проблема Северного морского пути - отсутствие инфраструктуры и промежуточных портов на трассе.
Проблему для грузовых перевозок в Арктике представляет также температура... Для электронных приборов, продуктов питания или "живого" груза этот параметр может иметь жизненно важное значение.