Украинским водителям готовят очередной неприятный сюрприз. Ценники на отечественных АЗС могут снова переписать, причем, на этот раз дело не в мировой ценовой конъюнктуре, на которую любят кивать наши продавцы. Подорожание топлива может спровоцировать новый налог, который хотят ввести, чтобы создать стратегический запас нефти и нефтепродуктов, говорят эксперты.
В Госрезерве уже разработали план поэтапной имплементации Евродирективы от 2009 г. о формировании стабилизационного запаса нефти и нефтепродуктов, и в ближайшее время ожидают его утверждения правительством. Начало закладки стабзапаса анонсировали на конец 2017 г.
На создание стратегического нефтяного резерва понадобится порядка $1 млрд, подсчитал представитель секретариата энергетического сообщества (ЭнС) Адриан Джасими. Он озвучил эту цифру на официальной встрече с представителями Госрезерва Украины.
Джасими добавил, что Украине, исходя из уровня потребления, нужно заложить в резерв около 2 млн т сырой нефти и нефтепродуктов.
Как отметил президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук, достаточным считается стратегический запас, который может обеспечить жизнедеятельность страны в течении 90 суток с момента наступления форс-мажорных обстоятельств. Такой запас есть в любой цивилизованной стране и его создание– важнейшая составляющая энергетической безопасности государства, заметил эксперт.
Председатель Госагентства резерва Украины Вадим Мосийчук заметил, что у нас до недавних пор этой проблемой власти особо не интересовались. Но, если нефтяной резерв все же будет создан, проблемой может стать его хранение. В Украине практически не осталось государственных компаний с достаточными складскими мощностями, рассчитанными на хранение нефти. Плюс — нужны немалые средства на саму закупку нефтепродуктов.
"Навскидку –сумма начинается с $800 млн. Это проект, не реализацию которого потребуется не один год. Даже в некоторых европейских странах, куда более финансово устойчивых, чем Украина, процесс создания стратегического запаса нефти длился 10-15 лет. Стоит ли всерьез говорить о таком запасе для нашей страны, которая и так без внешних заимствований не в состоянии прожить и года", — заметил в разговоре с UBR.ua Леонид Косянчук.
ЗАПЛАТЯТ ВОДИТЕЛИ
Но наполнение резерва предлагается частично профинансировать за счет дополнительного налога. Если его введут, государство сможет получать по 40 копеек с каждого литра проданного топлива. В Госрезерве уточнили, что еще не разработан механизм внедрения такого налога, поэтому и не могут сказать по кому он ударит больше всего.
"Это лишь одно из предложений. Окончательное решение будет рассматриваться рабочей группой, которую должны создать в ближайшее время", — рассказали в Госрезерве. Впрочем, если эта идея будет реализована, не нужно проводить сложные расчеты, чтобы понять кто в итоге за все заплатит. Новый сбор нефтетрейдеры наверняка включат в стоимость автомобильного топлива. Бензин может подорожать еще на 40-50 грн. (с учетом НДС).
"Это в свою очередь повлечет еще большее сокращение спроса на топливо", — считает Косянчук.
По данным Госстата, в апреле этого года объемы реализации бензина на украинских АЗС уменьшились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 146,7 тыс. т., а сжатого газа — на 13,7% (до 5,5 тыс. т). При этом продажи дизеля, наоборот, выросли на 1,9% – до 108,9 тыс. т, а сжиженного газа — на 31,6% (до 52 тыс. т). Общая стоимость реализованного бензина составила почти 4 млрд. грн., дизтоплива — 2,3 млрд грн., сжиженного газа — 757,9 млн грн, сжатого газа — 102,2 млн грн.
По материалам: Сегодня