Долгое время крупные международные бренды и компании обходили Украину стороной. Дальше анонсов о том, что когда-нибудь они таки появятся у нас в стране, дела не шли. Но в 2018 году ситуация изменилась – в конце августа в Киеве открылся магазин шведской сети H&M, а недавно и шведская компания IKEA заявила о том, что выходит на украинский рынок. Несмотря на то, что международные компании постепенно заходят на украинский рынок, многие так и остаются только в мечтах населения и обещаниях политиков.
Заходить на украинский рынок многие не хотят абсолютно небезосновательно. Ведь отечественные реалии пока далеки от идеальных условий для развития бизнеса. Так, Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова, рассказал нам, что крупные компании заинтересованы в максимально прозрачной торговле, а Украина хоть и делает сдвиги в этой сфере, все равно имеет множество проблем.
"Очень многие крупные торговые сети заинтересованы в том, чтобы внешняя торговля была максимально прозрачной, максимально открытой. В Украине мы хотя и имеем некоторые свободные зоны, но остались большие проблемы на таможне. Потоки капитала, пока, по крайней мере, не являются свободными, и есть риск, что в любой момент свобода передвижения капиталов может притормозиться", – называет одну из причин опасений компаний Юрчишин.
Эксперт также поясняет, что важным моментом является и предложение власти ввести налог на выведенный капитал, который толком не отработан и будет тормозить все процессы.
"Важный момент и то, что в сейчас наши законодатели хотят навести порядок в налоговом реформировании и предлагают налог на выведенный капитал и еще что-то подобное. Во-первых, все это не отработано, а инвестор сначала должен понять, что имеется в виду. А во-вторых, всякое налогообложение движения капиталов – это, конечно же, для инвестора, который управляет большим бизнесом, может оказаться неприемлемым. Поскольку ухудшается быстрота принятия решений, быстрота оформления покупок, переброса платежей и т.д. Это является очень конкурентноважным", – поясняет Юрчишин.
Экономист Борис Кушнирук в комментарии сайту "Сегодня" отметил, что довольно спокойно относится к появлению на украинском рынке международных компаний, которые занимаются исключительно продажей и ничего не производят.
"Почему я говорю, что отношусь к этому спокойно, потому что, когда заходят любые крупные компании, мне не хватает захода тех компаний, которые занимаются производством, и, причем, производством технологически сложной продукции. Это будет показателем, что у нас не только улучшается ситуация и заходят различные компании, это будет хороший прогноз того, что у нас есть кардинальные изменения отношения бизнеса к Украине", – говорит эксперт.
Он также добавляет, что единственное, на что реагируют мультибрендовые компании, – это спрос и доходы населения. Но здесь тоже есть свои загвоздки. Дело в том, что в Украине из-за нехватки производств рост доходов приводит к росту импорта – а это далеко не так хорошо, как может показаться.
"Наращивание импорта – это дело классное. Только завершается это очередным падением национальной валюты. Потому что, если посмотреть циклы, у нас, как только растут доходы, начинает расти импорт, растет импорт – ухудшается торговый баланс. Этот негатив накапливается, и он взрывается в виде обвала курса", – подметил эксперт.
Кушнирук подытожил, что в целом, в появлении крупных компаний на украинском рынке есть и позитивные моменты. Ведь это свидетельствует о том, что они позитивно оценивают наш рынок и его дальнейшее развитие.
"В таких компаниях сидят аналитические службы, и они анализируют, в какой мере у страны есть шанс развиваться, в какой мере будут расти доходы населения и в какой мере будет расти спрос. А решения там принимаются не просто так, а на базе аналитических прогнозов, оценок и т.д. То есть, если их прогнозы положительные и они верят в будущее нашего рынка – это положительный момент", – отметил Кушнирук.