Рекламное агентство в эпоху кризисов

24.03.17 - 21:43

Как утверждают эксперты рекламного бизнеса, отрасль неуклонно приближается к тупику. Вспоминая недавние времена, когда заказчик требовал от рекламного агентства креатив, скорость, умение, блеск ума, щедро оплачивая быстрый результат, рекламисты сегодня пребывают в унынии, соглашаясь работать практически за еду. А некоторые именитые агентства включают в перечень услуг виды рекламы, которые ранее практиковались только индивидуальными предпринимателями. Например, рекламное агентство в Киеве, имеющее дело с брендами, берётся и за организацию распространения листовок по почтовым ящикам и доскам объявлений.

Даже лидеры рекламного рынка резко снизили расценки на важнейшие позиции. Владельцы бизнесов могут пользоваться моментом, заказав стиль и логотип за тысячу долларов, сайт компании за $500. И это цены рекламных агентств крупных мегаполисов, а что говорить о провинции, где рекламные агентства могут согласиться работать за зарплату фрилансера, лишь бы выжить. Известен случай, когда актёру, снимавшемуся в рекламном ролике, «заплатили» за работу, вымыв автомобиль. Рынок рекламы рухнул в один час, утратив все ценовые достижения, отвоёванные за четверть века.

На дне

Трудно в обстановке вала банкротств и разорений искать виновного. Каждый стремится выжить, как умеет. И демпинг – главный инструмент. Кроме того, рекламодатели, остро чувствующие финансовую ситуацию, усугубляют положение, предлагая брать заказы по минимальной цене и шантажируя уходом к более сговорчивым исполнителям, которых сейчас хоть отбавляй.

В такой ситуации уже не обращают внимания на былые заслуги. Рекламодатель выбирает между лидером рекламного рынка, середняками и парой-тройкой фрилансеров с виртуальной биржи. А часто вообще обходится своими силами, выходя на прямые контакты со СМИ и владельцами наружных носителей.

Битва за выживание и этика

Борьба за выживание среди рекламных агентств сильно подорвала этику рынка. Идёт битва без внятных правил за щедрого клиента. Каковы результаты:

  • В конкурентной борьбе перестали выигрывать лучшие. Победа всё чаще достаётся «голодным», то есть тем, кто готов работать за хлеб, лишь бы сохранить агентство и штат на плаву, ожидая лучших времён. Есть агентства, демпингующие по максимуму, соглашаясь на отсутствие прибыли, лишь бы заработанных денег хватило на оплату за свет и аренду помещения. Кто-то не выдерживает и закрывается, но самые убеждённые продолжают ждать и демпинговать еще больше, полностью подрывая финансовые основы у тех, кто привык жировать на рекламных хлебах;

  • Рекламные «рабы» уже не мыслят креативно. Минимальные зарплаты и тяжёлая жизнь заставляет их думать о быстром закрытии заказа и получении своей доли от пирога. Отсутствие деловой этики приводит к конфликтам с заказчиками, что еще больше колеблет позиции рекламного бизнеса;

  • Еще одно следствие – рухнувший авторитет рекламистов в глазах высоких руководителей. Выработалось пренебрежительное отношение: «Стоит только снять трубку, и перед кабинетом выстроится очередь из желающих принять рекламный заказ». Скепсис и тень презрения витает в среде акционеров и руководителей фирм, поскольку все видят степень падения нравов и готовность работать за гроши. Элитарность рекламного мира улетучилась, а всплыло опустошение и разочарование.