Проверки налоговых органов

08.09.17 - 13:37

Проверки налоговых органов

Предприниматели должны знать, что как минимум один раз в год им предстоит встретиться с налоговым инспектором, а в некоторых случаях их ожидает налоговая проверка предприятия. В зависимости от ее вида, предъявляются разные требования к присутствию самого предпринимателя, месту проведения проверки и т.п. Знание этих особенностей, фиксация нарушений со стороны должностных лиц может сильно выручить как в ходе досудебного разбирательства, так и в самом суде при защите интересов бизнесмена.

Виды проверок

Законом определены следующие виды проверок:

  1. Камеральная (п.75.1.1 п.75.1 ст.75 НКУ) – ее осуществляют в помещении налоговой службы. Она может инициироваться без согласия предпринимателя, его присутствие не требуется.
  2. Документальная проверка (п.п.75.1.2 п.75.1 ст.75 НКУ) – делится, в свою очередь, на несколько видов, которые имеют свои особенности.
  3. Фактическая проверка (п.п.75.1.3 п.75.1 ст.75) – проводится без предупреждения непосредственно на месте осуществления предпринимателем своей хозяйственной деятельности.

Одно из отличий фактической проверки от документальной и камеральной заключается в том, что проведение последних двух регулируется Налоговым Кодексом Украины, а первая не только этим кодексом, но и другими законами Украины.

В свою очередь, документальная разделяется на такие виды:

  1. Плановая проверка налоговой службы (п.п.75.1.2 п.75.1 ст.75 НКУ) – осуществляется по заблаговременно составленному графику проверок. В этот график попадают те предприниматели, которые находятся в группе риска неплательщиков налогов. Периодичность таких проверок зависит от степени этого риска. Предприниматель предупреждается о них не позднее, чем за 10 дней до начала проведения.
  2. Внеплановая проверка налоговой инспекции (п.п.75.1.2 п.75.1 ст.75 НКУ) – проводится только на основании судебного решения или постановления органа дознания, следователя.
  3. Выездная проверка налоговой инспекции (п.п.75.1.2 п.75.1 ст.75 НКУ) – осуществляется по месту нахождения фирмы или собственности, относительно которой она проводится.
  4. Невыездная проверка (п.п.75.1.2 п.75.1 ст.75 НКУ) – осуществляется в помещении налоговой службы. Основанием для нее служит приказ руководителя органа этого ведомства. Субъект предпринимательской деятельности в обязательном порядке информируется о дате и месте проведения мероприятия заказным письмом с уведомлением. Об уведомлении он обязан лично расписаться.
  5. Невыездная внеплановая электронная проверка (п.п.75.1.2 п.75.1 ст.75 НКУ).

Из приведенного перечня видно, что выездные налоговые проверки могут быть как документальные, так и фактические. Но разница между ними существенная.

Как избежать негативных последствий проверки?

Одним из самых действенных и универсальных советов, который можно дать предпринимателям, – позаботьтесь о том, чтобы были обеспечены услуги адвоката, налоговая проверка для которого является обычным делом. То есть, нужен не обычный юрист, а именно специалист, который владеет тонкостями налогового законодательства. Его помощь при налоговых проверках может начаться еще задолго до них. Особенно это актуально для приведения в порядок документации для налоговой проверки.

Сотрудники юридической Компании «Слинько и партнёры»:

  • окажут эффективную помощь при проверках;
  • помогут провести подготовку к налоговой проверке;
  • окажут сопровождение проверок.

С каким бы видом проверочных мероприятий не пришлось столкнуться, будь-то документальная или внеплановая налоговая проверка, не нужно откладывать с привлечением специалиста. В противном случае будет сложно достичь желаемого для предпринимателя результата. Даже такое действие, как подписание акта проверки, требует определенного понимания всех дальнейших процессов. Практикующий адвокат уже по этому документу видит, на что обратил внимание сотрудник налоговой службы и какие последствия ожидают предпринимателя. Поэтому он сможет подсказать, что именно необходимо записать в акт, чтобы в дальнейшем было легче оспаривать его выводы.