Немецкий политолог: Жертвам агрессии РФ надо создавать оборонный блок

24.05.16 - 14:35

first_imageНемецкий политолог - о моделях отражения гибридной агрессии, прокремлевских партиях в странах ЕС и немецкой внешней политике в отношении России

Украина, как и ряд ее соседей и партнеров в регионе подвергаются сильнейшей угрозе со стороны России. Рост военных расходов не решает для Украины кардинальный, после краха Будапештского меморандума, вопрос безопасности - отсутствие договоров о взаимопомощи с западными партнерами.

О том, какой механизм обеспечения безопасности стоит избрать в этом случае и угрозах со стороны прокремлевских партий в Евросоюзе ЛІГА.net поговорила на конференции "Украина- ЕС: превращая вызовы в возможности", организованной Институтом мировой политики, с научным сотрудником Института евро-атлантического сотрудничества, немецким политологом Андреасом Умландом.

Идея создания Балто-Черноморского содружества стран (Intermarium) и после провозглашения независимости Украины уже обсуждалась. Я сейчас просто напомнил о ней. Идеальным решением было бы изменение российского руководства и внешней политики России. Тогда бы Междуморье было бы не нужным. Но сейчас я не вижу других решений фундаментальной проблемы безопасности Украины. На сегодняшней конференции (20 мая - ред.) господин Огрызко поднял вопрос о неком пакте безопасности Украины с США. Однако это нереально, вступление Украины в НАТО - нереально, интерпретация соглашения об ассоциации с ЕС как дающее Украине некие гарантии безопасности со стороны ЕС - сомнительна. Поэтому я не вижу другого выхода, как стараться создать некую коалицию стран, которые испытывают одинаковые проблемы: находятся в состоянии информационной, торговой войны с Россией, испытывают кибератаки и другие гибридные инструменты агрессии. Ряд стран, от Грузии до Эстонии, находятся в похожей ситуации и может возникнуть желание, чтобы превратить двухстороннее сотрудничество, которое уже есть, трехстороннее сотрудничество между Литвой, Польшей и Украиной в некий договор о безопасности. 

"Соглашение о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Турцией и Азербайджаном могло бы стать моделью для более обширного соглашения стран Восточной Европы и Черноморского региона, согласно которому эти страны обещали бы друг другу помогать в случае применения силы со стороны России"

Уже существует модель, которая включала бы страны-члены НАТО и не входящее в НАТО государство - это соглашение о стратегическом партнерстве и взаимопопомощи между Турцией и Азербайджаном (заключено в 2010 году, - ред.). По сути это договор о военном сотрудничестве между этими странами. Турция - член НАТО, Азербайджан - участник Восточного партнерства ЕС, как и Украина. Это соглашение могло бы стать моделью для более обширного соглашения стран Восточной Европы и Черноморского региона, согласно которому эти страны обещали бы друг другу помогать в случае применения  силы со стороны России.

Жертвам агрессии РФ надо создавать оборонный блок. Это может быть не настолько обширное и не настолько однозначное обязательство как статья 5 Вашингтонского договора НАТО, где предусмотрена обязанность каждой страны оказать помощь подвергнувшейся нападению стране-участнику Альянса. Но, например, в уже упоминавшемся договоре между Турцией и Азербайджаном есть такая формулировка: страны обещают друг другу начать консультации в случае нападения. Это касается прежде всего Азербайджана, его возможного конфликта с Арменией и Россией. Эта формулировка не настолько однозначна как формулировка 5 статьи Вашингтонского договора. Но это соглашение могло быть моделью для Украины.

Даже в Уставе НАТО не прописано, как именно партнеры должны помогать друг другу. Там написано, что они должны помогать. Я думаю необходимо, чтобы была формулировка о том, что страны должны искать способы помогать друг другу. Это могут быть не войска, это могут быть сотрудничество в проведении санкций, военно-техническое сотрудничество, предоставление информации спецслужб, может быть целый ряд других видов взаимной помощи, которая будет касаться военных вопросов, но не дойдет совместных войн.

"Большая часть западной элиты находится под рефлексивным контролем и реагирует на вызовы России, не оценивая трезво, в какой степени российская элита интегрирована в западный мир. Это отличает российскую элиту от советской"

Парадокс в том, что сейчас растет температура и напряжение между Западом и Россией, говорят о новой холодной войне и даже третьей мировой войне. И в то же время ЕС и Запад в целом имеют все еще очень тесные экономические отношения с Россией. Это абсурдная ситуация, потому что Россия может переводить разговор в военное русло. В то же время она поставляет нефть, получает инвестиции. Этот абсурд нужно закончить. Нужно сказать четко: если вы угрожаете нам войной, то это будет означать, что в первую очередь наше экономическое сотрудничество закончится, а банковские счета будут закрыты. К сожалению, большая часть западной элиты находится под рефлексивным контролем и реагирует на вызовы России, не оценивая трезво, в какой степени российская элита интегрирована в западный мир. Это отличает российскую элиту от советской.

В отношении бизнес-кругов - есть частные интересы, которые противоречат общеевропейским интересам и национальным интересам государств НАТО и ЕС. Этим бизнесменам не интересно, что там будет не только с Украиной, но даже с Эстонией и Латвией, хотя это страны-члены НАТО. Это политическая проблема, но это не проблема этих бизнесменов, которые всегда будут продвигать свои интересы. Это проблема в первую очередь политической элиты, которая должна отделить свои политические задачи от желаний групп интересов.

"Даже если в Германии будет другой канцлер, я не думаю, что внешняя политика изменится. Свое мнение о России изменила не только Меркель, но и большая часть немецкого политического класса. И даже уход Меркель не будет такой уж катастрофой".

Комментарииcomm.jpg

captcha code
Отправить