Лёвочкин: После смены власти в Украине будет проведена настоящая децентрализация, которая передаст реальные полномочия на места

09.10.18 - 17:03

first_imageКурс на децентрализацию, объявленный нынешней властью, сопровождался обилием лозунгов и разговорами о платежеспособности и самостоятельности новых громад. На практике процесс заканчивается ровно так же, как и все предыдущие почины новой власти, – провалом. Мы получили новую «карту» социальных, имущественных, бюджетных, правовых и политических конфликтов. Об этом Сергей Лёвочкин написал в своём блоге «Имитация децентрализации».

Он отметил, что в финансовом плане местное самоуправление стало богаче только на бумаге. «Доля собственных доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете остается низкой. На 2019 год она составит 22,5% (по факту за 7 месяцев 2018-го – 21,8%), тогда как в 2013 году – до всех реформ по децентрализации – составляла 23,8%», - подчеркнул оппозиционный политик.

«Минрегион открыто признает, что четверть объединённых территориальных громад, формально признанных состоявшимися, в действительности не справляются со взятыми на себя обязательствами», - отметил Сергей Лёвочкин.

«В особой зоне риска – медицина, расходы на которую на местном уровне систематически недофинансируются. Медицинская субвенция снижается на 3,9 млрд грн. – с 59,4 млрд грн. в 2018 году до 55,5 млрд грн. в 2019 году», - подчеркнул парламентарий.

По его словам, проект бюджета-2019 продолжает «традицию» 2015-18 годов по перекладыванию финансирования на местные бюджеты объектов социальной инфраструктуры, учреждений образовательной и медицинской сети. Так, в 2019 году на места будет сброшена обязанность финансирования 69 техникумов и колледжей (ВУЗы I-II уровня), в том числе 10 – в Днепропетровской, 9 – в Запорожской, 6 – в Донецкой областях.

«По расчетам Ассоциации городов Украины, обнародованным вместе с проектом бюджета на 2019 год, образовательная и медицинская субвенция недофинансированы суммарно на 11,8 млрд грн. Почти двумстам новосформированным ОТГ не хватает ресурсов на качественные и доступные медицинские, образовательные и административные услуги для местных жителей. О каких дополнительных возможностях для местного развития может идти речь, когда реформа децентрализации сопровождается «оптимизацией» школ и больниц?» - подчеркнул Сергей Лёвочкин.

Политик также отметил, что децентрализация не решила проблему дуализма власти на местах. «Областные и районные советы так и не получили право формирования исполнительных комитетов. Руководители областных и районных государственных администраций, назначаемых сверху, продолжают концентрировать максимум полномочий на местах. Именно ОГА разрабатывают проекты перспективных планов объединения территориальных громад и имеют решающий голос в процессе подачи заявок в Государственный фонд регионального развития. Более того, ОГА до сих пор распределяют образовательные субвенции из Государственного бюджета органам местного самоуправления, в том числе ОТГ. Разве это можно назвать прямыми бюджетными отношениями ОТГ с Государственным бюджетом?» - отметил оппозиционер.

Сергей Лёвочкин привел ряд инициатив, которые смогут обеспечить полноценную децентрализацию.

«Во-первых, областные и районные советы должны, наконец, получить право формирования соответствующих исполнительных комитетов. Это базовое условие освобождения громад от диктата центральной бюрократии.

Во-вторых, расширение финансовой базы местного самоуправления для реализации новых полномочий. В частности, путём изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы для дополнительной децентрализации поступлений от налогов и сборов.

В-третьих, в ходе реальной децентрализации необходимо существенно скорректировать полномочия центральных органов власти. Это необходимо сделать, чтобы не повторялась ситуация с реформой образования. Все вопросы по финансированию этой сферы «спустили» на местный уровень, но при этом не ограничили Министерство образования в праве перевернуть систему «с ног на голову», - написал он.

«Важно на практике обеспечить участие граждан в решении важных для громады и региона вопросов. В первую очередь, социокультурного и гуманитарного характера. Вопросы языков, культурного и исторического наследия необходимо решать на местных референдумах и плебисцитах. Для этого – принять соответствующие законы. Эти направления рассматриваются ОБ как ключевые при будущей реформе местного самоуправления и децентрализации власти», - резюмировал Сергей Лёвочкин.

Комментарииcomm.jpg

captcha code
Отправить